Анализ конкурентной среды

Любая современная компания, независимо от своих масштабов, действует в конкурентной среде.

В экономике под конкуренцией обычно понимается соперничество  между отдельными компаниями в определенной сфере деятельности (конкурентами), заинтересованными в максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Конкурент – это противник, а противника всегда надо знать в лицо. Поэтому при выборе стратегии деятельности и развития любого предприятия необходим анализ  конкурентов предприятия.

Целесообразно начать изучать конкурентную среду еще до начала деятельности – на стадии разработки бизнес-идеи и создания предприятия - и заниматься этим непрерывно. Только в этом случае есть шанс занять на рынке свою нишу, удержаться в ней и успешно развиваться.
Одной из основных методик анализа конкурентной среды являются т.н. «Принципы пяти сил Портера». Методика включает следующие направления:

  • анализ угрозы появления продуктов заменителей;
  • анализ угрозы появления на рынке новых игроков;
  • анализ рыночной власти поставщиков;
  • анализ рыночной власти потребителей;
  • анализ уровня конкурентной борьбы.

Каждое из направлений позволяет определить степень «привлекательности» или рентабельности бизнеса на данном этапе. Например:
появление товаров заменителей может существенно повлиять на снижение объемов выручки компании;
многочисленные новые игроки неизбежно уменьшают прибыль компании, оттягивая на себя внимание потребителей;
поставщики сырья и других материалов, устанавливая высокие цены, могут привести к нерентабельности производства и т.д.
Однако согласно Портеру, эту модель целесообразно применять только для анализа отрасли в целом.  Поэтому разработка конкурентной стратегии предприятия требует анализа внешней микросреды – то есть непосредственных конкурентов организации.

Проводя конкурентный анализ, компания "Ресурс Мониторинг" решает следующие задачи:

  • выявление конкурентов и изучение их ресурсов;
  • определение их целей и задач;
  • изучение стратегий достижения целей и тактических действий;
  • выявление сильных и слабых сторон;
  • определение перспектив развития конкурентов в краткосрочном (один год) и долгосрочном периоде;
  • анализ полученной информации с целью использования в собственных интересах.