Любая современная компания, независимо от своих масштабов, действует в конкурентной среде.
В экономике под конкуренцией обычно понимается соперничество между отдельными компаниями в определенной сфере деятельности (конкурентами), заинтересованными в максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Конкурент – это противник, а противника всегда надо знать в лицо. Поэтому при выборе стратегии деятельности и развития любого предприятия необходим анализ конкурентов предприятия.
Целесообразно начать изучать конкурентную среду еще до начала деятельности – на стадии разработки бизнес-идеи и создания предприятия - и заниматься этим непрерывно. Только в этом случае есть шанс занять на рынке свою нишу, удержаться в ней и успешно развиваться.
Одной из основных методик анализа конкурентной среды являются т.н. «Принципы пяти сил Портера». Методика включает следующие направления:
Каждое из направлений позволяет определить степень «привлекательности» или рентабельности бизнеса на данном этапе. Например:
появление товаров заменителей может существенно повлиять на снижение объемов выручки компании;
многочисленные новые игроки неизбежно уменьшают прибыль компании, оттягивая на себя внимание потребителей;
поставщики сырья и других материалов, устанавливая высокие цены, могут привести к нерентабельности производства и т.д.
Однако согласно Портеру, эту модель целесообразно применять только для анализа отрасли в целом. Поэтому разработка конкурентной стратегии предприятия требует анализа внешней микросреды – то есть непосредственных конкурентов организации.
Проводя конкурентный анализ, компания "Ресурс Мониторинг" решает следующие задачи: